Чем отличаются блогеры от журналистов

Чем отличаются блогеры от журналистовЕсли зайти на любую отраслевую конференцию про интернет и СМИ, можно услышать несколько ключевых слов и выражений: «гражданская журналистика», «блогеры как журналисты», «новые медиа» и «user generated content». Обсуждать информационную революцию, благодаря которой блогеры неминуемо вытеснят СМИ, стало так модно, что некоторые действительно верят, что такая революция произойдет.

Я решил объяснить, почему никто никогда не сможет заменить представителей второй древнейшей профессии. Будем считать это своеобразными майскими тезисами, которые хоть чуточку прикроют тему.

Раз. У блогеров и журналистов разные роли. Блогеры — это по сути очевидцы, которые не обязательно умеют складно писать. В первой половине двадцатого века очевидец события что-то говорил газетчику. Во второй — приходил в телестудию, чтобы, как фрекен Бок, поведать миру об очаровательном привидении.

Сейчас очевидец идет в уютную жежешечку и, будто из своей личной Останкинской телебашни, рассказывает про все случившееся своим друзьям, а те транслируют его слова дальше. В конечном итоге это замечают журналисты и доносят информацию до тех, у кого жежешечки нет. В России таких примерно 100 миллионов человек.

Два. СМИ это общественный институт с совершенно определенной социальной функцией. Задача СМИ в демократической стране — информировать население таким образом, чтобы обеспечить адекватный избирательный процесс.

Другими словами, СМИ — основной источник информации о происходящем в стране. Если их заставляют что-либо писать, то поток информации становится однобоким, не объективным, и сворачивает в сторону той или иной политической силы. Обычно — правящей партии.

У блогеров такой функции нет. Очевидцы, то есть люди, формирующие новостные поводы, составляют пренебрежимо малую долю от всех пользователей интернет-дневников. У них нет обязательств перед читателем, они не играют по правилам, заданным законом о СМИ. Таким образом, в блогах ничто не гарантирует адекватной передачи информации и критического подхода к ней.

Если рассмотреть блогосферу попристальней, то можно заметить, что очень значительная часть громких записей основана на сообщениях СМИ. И это правильно, потому что основная задача как блогеров, так и обычных граждан — обсуждение поступающей информации и принятие на ее основе политического решения во время выборов или во время подготовки к ним.

Три. Блогерской журналистики как таковой не существует, потому что огромная доля популярных блогеров не просто связана со СМИ, но и вписывается в их формат. Блогеров замечают издания и предлагают использовать их площадку для высказывания интересных мыслей. При этом популярные блогеры зачастую довольно известны и в офлайне, так что вполне годятся на роль «говорящих голов».

Действительно, Mr. Freeman раздает интервью; Фриц Моисеевич Морген пишет для «Русского Пионера»; самые крупные «коммерческие» блоги все больше напоминают развлекательные СМИ — не случайно в топе блогов «Яндекса» находятся сайты Etoday. ru и Lifehacker. ru.

Четыре. Работа СМИ — это регулярный процесс. Знаете, какой вопрос возникает первым, когда мы в «Ленте. ру» собираемся завести какой-нибудь новый формат (например, «Офтопик»)? А вот какой: «Сможем ли мы делать это ежедневно?»

Хорошие вещи надо делать регулярно: посмотрите на Экслера, у него интересные материалы выходят один за другим — всегда есть что почитать. Он работает над этим почти каждый день, вне зависимости от настроения, уже не первый год. По всем признакам, сайт exler. ru гораздо ближе к СМИ, чем к блогу. К основной массе блогов это не относится.

Пять. У журналиста есть навыки, которые не распространяются на блогеров. Обитателям ЖЖ совсем не обязательно грамотно писать, уметь структурировать текст, проверять перечисленные в нем факты в дополнительных источниках, ссылаться на эти самые источники и согласовывать интервью с тем, кто его дал. Мы здесь даже не упоминаем милую привычку PR-агентств использовать блогеров как «в белую», так и «втемную» и платить им за хвалебные отзывы о тех или иных компаниях и их продукции.

Шесть. Блогеры вправе распоряжаться эмоциями по собственному усмотрению и вольны писать только то, что им нравится. Журналисты, если мы говорим о новостях, должны засунуть свои эмоции куда подальше и писать то, что будет интересно (сюрприз) блогерам.

Журналист не может призвать к сожжению милиционеров на площади, а блогер — легко. Ответственность за слова в Сети настолько мала, что вся блогосфера очень удивляется, когда подобные высказывания приводят к уголовному делу. А вот к журналисту следователь придет максимум на третий день.

Семь. Блогеры бывают исключительно полезны, когда происходит нечто из ряда вон выходящее, а на месте оказывается какой-нибудь активист с камерой и доступом в ЖЖ. Однако практика показывает, что в общем случае летучий отряд из журналиста в компании с оператором выполняет эту задачу куда как лучше.

Восемь. Журналисты очень любят блогеров, без них не было бы многих новостей. Но покупатель шкафа из ИКЕА не заменит собой столяра. А если и заменит, то не вытеснит столяров с рынка, а примкнет к ним.

Добро пожаловать в профессию, блогеры.